«Москва: топология искусства»

Цикл встреч  критически освещает актуальные проблемы современной системы искусства. Мы предлагаем рассмотреть эти проблемы, исходя из особенностей формирования карты «мест искусства» Москвы. В фокусе каждой встречи — определенный тип места искусства, характеризующий отношения в этом пространстве и вокруг него, а также выставочную практику. На каждую встречу мы приглашаем поговорить о географии современного искусства и о динамике изменений в Москве с 1986 года художников, кураторов и организаторов выставок и выставочных пространств. Встречи организованы совместно с Электротеатром «Станиславский»

Разговор о самоорганизациях

  12 ноября 2018 

В фокусе встречи — разные формы самоорганизаций и независимых инициатив в Москве и регионах. Какое место занимают самоорганизации на карте мест искусства? Какова особенность географии этих пространств, которые возникают в бывших заводских пространствах, жилых домах?

 

 

В разговоре приняли участие, слева направо:

 

Мария Корчагина — независимый исследователь 

Дарья Серенко — художница, поэтесса, куратор выставочных и образовательных проектов в сфере культуры (галерея «Дом на ножках»)

Глафира Северьянова и Иван Галузин (Осло–Москва) — кураторы Галереи «Ч9» (Мурманск)

Амаль Авезджанова, Наталья Смолянская (модератор) — участники проекта «Место искусства»


Мероприятие поддержано Офисом Современного Искусства Норвегии (OCA Norway)

Архив как политическое действие

  21 января 2019 

Сегодня система искусства немыслима без архива, именно архив позволяет ставить вопросы и проводить исследования, выявлять контекст и критически осмыслять место искусства в современном обществе. Выбор ракурса рассмотрения, выбор акцентов в рассмотрении художественной и социо-культурной жизни — какими бы фактологическими они ни были — это выбор политический, основанный на том, как ставится вопрос, и что будет в фокусе рассмотрения. Кто и почему занимается этой, часто невидимой для публики, работой? Возможно ли создание архива без помощи государственной или частной институции? Что попадает в архив, а что из него исключается? Как создается история искусства и как она вписана в более широкий пласт культурной и политической истории?

 

В разговоре приняли участие, слева направо:

 

Юлия Овчинникова — историк искусства, создатель документальных фильмов о художниках, инициатор и создатель видеоархива, в котором отражена история современного искусства Москвы (с 1994 года по настоящее время), основатель и руководитель студии «Art via Video». Работает в качестве искусствоведа, архивариуса, режиссера, видео-оператора, редактора видеосъемок
Михаил Бастер — художник, график, куратор выставок. Участник творческого андеграунда 1980-х. Организатор акций и музыкальных фестивалей в 1980-90-е годы. Автор серии антропологических и искусствоведческих статей по андеграунду 80-х, текстов к каталогам аукционов и художников. Владелец и куратор субкультурного архива

Кристина Пестова, Наталья Смолянская (модератор) — участники проекта «Место искусства»

Искусство в нехудожественном музее

  19 февраля 2019 

В фокусе разговора — проекты, осуществленные в исторических, биологических, технических музеях. Почему искусство приходит в музей? Заинтересованы ли нехудожественные музеи в попадании на карту мест искусства? Какие музеи становятся интересными для художников?

В разговоре приняли участие, слева направо:

 

Марина Фоменко — куратор, художник. Директор и организатор Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом». Куратор всех проектов фестиваля. Лонг-лист премии Кандинского в номинации «Медиа-арт» (2010)

Константин Дудаков-Кашуро — культуролог, философ искусства, эксперт в теории и истории западноевропейского авангарда; проводит исследования и курирует выставки о раннесоветской шумовой культуре. Археолог шума и соавтор музыкально-сценического проекта «Реконструкция утопии» (2012). Лауреат Гран-при премии Сергея Курёхина (в составе авторской группы; 2014)

Наталья Смолянская (модератор) — участник проекта «Место искусства»

Разговор о галереях

  19 апреля 2019

Художественные галереи появились в самом начале становления современного искусства Москвы. В начале 1990-х, когда актуальное искусство окончательно вышло из подполья мастерских, в художественном мире Москвы поверили в скорое становление рынка современного искусства. Тем не менее, история показала, что никакого «скачка» так и не произошло. Сегодня проекты, которые пытаются показать роль первых галерей в истории развития российского современного искусства, не уделяют достаточно внимания анализу их развития, общей картине становления, а лишь выхватывают фрагмент истории.


Современные галеристы в своей работе сталкиваются не только с последствиями отсутствия рынка, но и с трудностями показа и продажи российских авторов за рубежом. Почему так и не сформировался долгожданный рынок искусства в Москве, в России? Как менялись механизмы рынка современного искусства вначале, и какие трансформации можно наблюдать за тридцать лет с момента появления первых галерей? Каково значение галереи для развития рынка искусства? Какие функции галереи выполняли тогда и выполняют сегодня? Как менялась топография галерей за последние десятилетия? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить вместе с нашими гостями на 4-й встрече.

 

В разговоре приняли участие, слева направо:

 

Мила Базева — исполнительный директор галереи ARTWIN

Анна Журба — искусствовед, куратор, программный директор галереи ARTWIN

Владимир Левашов — искусствовед, художественный и фотокритик, куратор, арт-директор "Stella Art Foundation", художественный директор «Галереи 1.0» (1991-1992)

Кристина Пестова, Наталья Смолянская (модератор) — участники проекта «Место искусства»

Разговор о «нестабильных местах»

  13 июня 2019

Последняя встреча цикла «Москва: топология искусства» посвящена разговору о «нестабильных местах». Все чаще пространство нашей повседневной жизни становится местом искусства. Художники выходят за рамки музеев и галерей, создавая выставки в полях, в лесу или на городских пустырях. Места существуют на карте только в тот момент, когда там происходит событие. Зачастую практики выхода за пределы привычных выставочных пространств — это коллективные инициативы. Какие места выбирают участники и почему? Как происходит встреча искусства и зрителя, когда места искусства постоянно мигрируют? С распространением практик выхода за пределы привычных музеев и галерей карта мест искусства расширяется. Какие пространства попадают в фокус интереса художников и почему? И как мы, те, кто архивирует такие инициативы, можем обозначить их на карте мест искусства? Как расширяется палитра мест, где художник сам создает контекст для встречи искусства со зрителем?

 

В разговоре приняли участие, слева направо:

 

Ирина Горбачева — художник, участник проекта "Dungeons`n`stuff"

Григорий Мумриков — художник, участник объединения «Опытное поле»

Сергей Бабкин — художник, участник проекта "Dungeons`n`stuff"

Татьяна Миронова, Наталья Смолянская (модератор) — участники проекта «Место искусства»