Зритель в условиях музейной глобализации
Новый цикл семинаров обращен к вопросам культурной политики. В последнее время растут и расширяются институции вроде Третьяковской галереи или ГМИИ им. А.С. Пушкина, при этом выставочные практики многих художников перемещаются на городскую «периферию», куда сможет добраться не каждый зритель, и о которых большинство может просто не знать.
Так, карта мест искусства Москвы меняется на глазах. В связи с этими изменениями и укрупнением музеев самые разные сферы исследования становятся подконтрольными монополиям по профессиональной работе в области искусства: взаимодействие с локальным сообществом, исследование самоорганизаций, работа с региональным искусством, и т.д.
Как эти изменения отразятся на общей культурной ситуации Москвы? Как будет меняться выставочная политика крупных музейных институций? Какого зрителя хотят сегодня видеть в музеях?
20 декабря 2019
Семинар №4
Цикл «Зритель в условиях музейной глобализации» завершился выездным семинаром в пространстве Новой Третьяковки, выступившей в рамках данного цикла семинаров в качестве примера «глобализирующегося» музея. Участники семинара обсудили устройство постоянной экспозиции музея: какой исторический нарратив формирует экспозиция? Какие в ней существуют механизмы для производства зрительского опыта? Какое место в целом занимает зритель в рамках больших музейных институций?
В семинаре приняли участие:
Анна Борисова — менеджер культурных проектов в Музее современного искусства «Гараж»
Полина Лукина, Татьяна Миронова, Наталья Смолянская, Виктория Белоненко — участники проекта «Место искусства»
Семинар №3
На третьей встрече цикла «Зритель в условиях музейной глобализации» участники вместе с Ильей Доронченковым и Ольгой Шишко обсудили ситуацию, сложившуюся в мире искусства в связи с культурной политикой расширения национальных музеев. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина наряду с Третьяковской галереей представляет сегодня основные стратегии развития в условиях музейной глобализации.
Отправной точкой дискуссии стала взаимосвязь способов показа постоянной коллекции и той истории искусства, которую предлагает музей. В рамках встречи участники обсудили предстоящие планы расширения музея и новые способы работы со зрителем, включая проект Пушкинский.Youth, ориентированный на работу с молодежью
В семинаре приняли участие, слева направо:
Ирина Сосновская — старший научный сотрудник, куратор региональных образовательных программ Московского музея современного искусства
Илья Доронченков — заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по науке, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге
Ольга Шишко — искусствовед, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина
Елена Милановская — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ
Полина Лукина, Татьяна Миронова, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»
3 сентября 2019
Семинар №2
На второй встрече цикла «Зритель в условиях музейной глобализации» участники поговорили о практиках организации выставок в неподготовленных для показа искусства местах: лесах, полях, пустырях, заброшенных пространствах. Можно ли назвать этот процесс «выходом из институций» или он устроен по-другому?
Такие инициативы часто носят коллективный характер, где решения о выборе места, составе участников и архивации событий принимаются совместно. Однако, эти выставки часто недоступны для зрителя «со стороны», который не входит в круг общения организаторов. Почему эти практики снова получают распространение? Становится ли закрытость одним из свойств проектов? И как организаторы видят место зрителя в таких проектах?
В семинаре приняли участие:
Даниил Двинских, Любовь Донкова, Екатерина Снегирева, Владислав Овчаренко, Дарья Абдуллина, Полина Парфёнова — участники проекта «Точка отсчета – Лес»
Максим Медведев, Вероника Актанова — участники проекта «Выставка в кустах»
Сергей Бабкин, Никита Нечаев, Ирина Горбачева — участники проекта "Dungeons&Stuff"
Анна Ассонова, Анастасия Амбросова, Екатерина Бычкова, Илья Изотов — участники семинара
Амаль Авезджанова, Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»
29 мая 2019
Семинар №1
На карте мест искусства Москвы формируются монополии, которые, с одной стороны, имеют больше возможностей для показа широкого спектра произведений искусства, в том числе, современного. С другой стороны, не оказывается ли в данном случае зритель под контролем этих сверхсильных институций? Особенно, в условиях почти полного исчезновения альтернативных экспозиционных площадок и развитием escape практик молодых художников, уходящих в буквальном смысле в «леса», «кусты» и «поля»?
В рамках первой встречи цикла участники поговорили о расширении Третьяковской галереи. Как оценивать происходящие процессы, которые являются непрозрачными для художественного сообщества? Как захват/освоение новых территорий связан с выставочной политикой этих крупных музеев? И где в этом процессе расширения институций место зрителя?
В семинаре приняли участие, слева направо:
Джульетта Саркисян — независимый исследователь
Татьяна Мрдуляш — заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи
Ирина Горлова — заведующая Отделом новейших течений Третьяковской галереи
Амаль Авезджанова, Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»