Устная история
Участники проекта записывают интервью с действующими лицами художественного процесса начиная с 1986 года. Рассказы свидетелей и действующих лиц московской художественной жизни позволяют посмотреть на выставки и события с разных точек зрения, проследить связи между участниками процесса и сделать видимыми контексты, зачастую остающиеся за рамками современных исследований.
Интервью
07.07.2025
Интервью
12.10.2018
Интервью
10.10.2018
Интервью
19.10.2018
Интервью
21.04.2018
Интервью
23.10.2018
Интервью
Август 2018
Для историков метод устной истории подразумевает биографические интервью с профессиональным и подготовленным собеседником, в ходе которого складывается представление о жизненном и профессиональном пути интервьюируемого. Зачастую устная история позволяет сохранять свидетельства о важнейших исторических событиях или показать, как жизнь одного человека может рассказать о целом времени.
Художественные музеи адаптируют метод для своих целей и используют устную историю как метод интервью, отличный от журналистского материала или от беседы между коллегами. Например, МОМА собирает архив устной истории, чтобы восполнить пробелы в документальном архиве истории музея. Рассказы художников, архитекторов, спонсоров и кураторов музея позволяют наиболее полно описать процесс становления институции. При этом, архив МОМА охватывает период времени с 1987 по 2016, то есть исследователи работают с моментами из недавней истории музея.
Проект «Место искусства» обращается к устной истории как к способу исследования истории выставочного процесса. Интервью с художниками, кураторами, зрителями, критиками искусства позволяют посмотреть на историю выставок с разных сторон как на динамичный и живой процесс. Кроме того, устные истории соединяют личный взгляд свидетелей с более общими социальными, политическими контекстами существования современного искусства.
В фокусе проекта рассказы участников о важных художественных событиях 1980-2000-х годов. Они структурированы согласно местам и событиям, о которых говорят участники, таким образом, выстраивая историю выставок и делая видимой карту мест искусства Москвы. Современные художественные проекты рассмотрены в других разделах проекта, среди которых интервью и тексты. Этот раздел предполагает выстраивание истории современного искусства, а значит, необходима дистанция по отношению к художественному процессу.