ПОЛИГОН — художественное объединение, выбравшее своим ориентиром авангардные эксперименты с формой в пространстве
1990-1995/96
ОПИСАНИЕ
Объединение создано в 1990 г. по инициативе Бориса Марковникова и Натальи Смолянской, которые участвовали во всех акциях «Полигона». Постоянным «играющим» куратором выставок Полигона был искусствовед Игорь Чириков. В разные годы в выставках «Полигона» принимали участие Валерий Безрядин, Евгений Вахтангов, Герман Виноградов, Глеб Вышеславский, Игорь Ганиковский, Евгений Гор, Александр Фонин.
Первая выставка состоялась в июле 1990 в галерее «Садовники» (сейчас галерея «На Каширке») и закончилась деятельность «Полигона» турне по четырем культурным центрам Бельгии в 1995-1996 г. Этот проект также назывался «Трансформеры»: каждая из четырех экспозиций по-иному выстраивала пространство и заново комбинировала элементы между собой.
ХУДОЖНИКИ
1957 – 2009
Работал в области инсталляции, перформанса и живописи. Участник всех выставок группы «Полигон»
1942-2018
Участвовал в первых трех выставках Полигона, придумал название группы. Представитель поколения «семидесятников».
Евгений занимается живописью, графикой, графическим дизайном, делает объекты и инсталляции.
Работы художника находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и в собраниях ряда других российских и зарубежных музеев.
Участвовала во всех выставках Полигона. Исследовала возможности конструктивного создания пространства.
1948 – 2017
Оказал большое влияние на становление многих известных художников Москвы. Его работа с цветом и конструкцией заслуживает особого рассмотрения и внимания.
КРИТИКА
Из расшифровки выступления М. Бессоновой на обсуждении выставки Евгения Гора в
Дирекции выставок и аукционов Российского Фонда Культуры в 1997 году
Марина Александровна Бессонова → (22 февраля 1945, Москва — 27 июня 2001, Москва) — российский историк искусства, критик, музейный работник. Занималась также проблемами искусства авангарда, вопросами бытования современного искусства в классическом музее, взаимодействия зарубежного и русского искусства рубежа XIX—XX веков, а также зарубежного и советского искусства 1920-х годов.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ТАЙМЛАЙН
1990, июль
ПОЛИГОН 1
Первая выставка состоялась в июле 1990 г. в районной галерее «Садовники» на Каширке, сегодня называемой «Каширка». Символом стал мусор, художники обратились к эстетике мусора, повседневности, которая характерна была для неодадаистов в 1960е годы, но чувствовали себя первооткрывателями, потому что главной задачей стало обживание пространства.
В этой выставке в основном работы оставались неподписанными, одна инсталляция переходила в другую. В выставке приняли участие : Валерий Безрядин, Игорь Ганиковский, Евгений Вахтангов, Глеб Вышеславский, Евгений Гор, Борис Марковников, Наталья Смолянская.
Играющий куратор: Игорь Чириков
Были напечатаны афиша и пригласительный.
Именно об опыте этой выставки можно сказать, что это было «тесное пространство».
1991, март
ПОЛИГОН 2
Выставка прошла в марте 1991 г. во Дворце Молодежи, где 4 художника заняли огромную площадь. Продолжая опыты с пространством, начатые выставкой на Каширке, художники больше не смешивались между собой, желая создать каждый пространственную композицию. Евгений Вахтангов показал свой «Спонтансюр» в виде карточных домиков – ироничный ход снижения пафоса абстракции, его раскрашенные флуоресцентными красками и фломастерами работы на упаковочном картоне перекликались с работами художников неодада. Валерий Безрядин показал «упакованные» объекты, напоминавшие опыты Кристо, но имевшие для художника значение ритуальное, именно к этому времени относятся его практики в составе группы «Танатос». Борис Марковников выстраивает ряды из холстов, которые также переходят в одно цельное пространство, а Наталья Смолянская дает картину целого «леса» из цветных планшетов, прорешеченных дырами, но в отличие от известных работ Фонтана, они имеют не индивидуальную ценность, а работают с просветами, так создается живопись в пространстве.
Художники: Валерий Безрядин, Евгений Вахтангов, Борис Марковников, Наталья Смолянская.
1993
ПОЛИГОН 3
Третья выставка «Полигона» прошла зимой-весной 1993 г. в Восточной галерее в Пушкаревом переулке (м. Сухаревская, Трубная). Поскольку галерея не располагала такими пространствами, как во Дворце Молодежи, например, то было принято решение выступать «дуэтами», поэтому эта выставка и носила название «Дуэты на Полигоне».
Впервые в этой выставке принял участие Александр Фонин.
Дуэты:
Евгений Гор – Наталья Смолянская. На открытии перформанс – прорезание дыры.
Валерий Безрядин.- Александр Фонин
Евгений Вахтангов – Борис Марковников
К каждой выставке был напечатан буклет.
1994, октябрь
ПОЛИГОН 4
К этой выставке была проведена большая подготовительная работа – беседы с критиками, историками искусства об искусстве Полигона, о его связи с русским авангардом, с западным искусством. По материалам бесед был подготовлен обзор, напечатан каталог при помощи Министерства культуры России и фонда «Сорос».
Выставка получила название «Памятники» на Полигоне». Как новая форма скульптуры, были представлены инсталляции, которые можно было бы представить как своеобразные монументы.
Выставка заняла огромное пространство 2 этажа бывшего Дома Художников на Крымском Валу (2000 кв. м) (сегодня Новая Третьяковка). Здесь художники пришли к минимализму, отказавшись от плотности, насыщенности предыдущих опытов. Каждый художник занял свое пространство.
Художники: Валерий Безрядин, Герман Виноградов, Евгений Гор, Борис Марковников, Наталья Смолянская, Александр Фонин
1995 – 1996
ПОЛИГОН 5
Октябрь 1995 – май 1996.
Серия выставок в четырех Культурных центрах в Бельгии, с участием Росизо и Министерства культуры России, а также ассоциации Культурных центров Бельгии. Выставка «Трансформеры» задумывалась, как изменяемая конструкция, которая трансформируется, в зависимости от пространства, где происходит выставка.
Художники: Валерий Безрядин, Евгений Гор, Борис Марковников, Наталья Смолянская, Александр Фонин
Марина Александровна Бессонова (22 февраля 1945, Москва — 27 июня 2001, Москва) — российский историк искусства, критик, музейный работник.
Работала в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Отделе искусства стран Европы и Америки в должности научного сотрудника. В дальнейшем стала хранителем коллекций нового европейского искусства, специалистом в области французского искусства Новейшего времени, куратором выставок. Занималась также проблемами искусства авангарда, вопросами бытования современного искусства в классическом музее, взаимодействия зарубежного и русского искусства рубежа XIX—XX веков, а также зарубежного и советского искусства 1920-х годов.
Одним из ярких сообществ является <…> объединение «Полигон», возникшее на рубеже 1980-х и 90-х годов. Почему, вообще, возникло такое объединение? Что объединяет этих художников. Что происходит сейчас? Какова творческая судьба художников? Я думаю, мы должны ставить перед собой такую задачу, все вместе - и критики, и художники – смотреть на то, что сделано с попыткой анализа этого явления. Потому что, я полагаю, что объединение «Полигон» вошло в историю нашего искусства конца XX века, и требует <…> серьезного разговора...
… можно привязать в какой-то мере всех участников «Полигона» и Женю <…> к традициям русского авангарда. Может быть, это и отличает этих всех художников от, скажем, других радикальных московских групп, которые декларативно заявили, что они не имеют с русским авангардом ничего общего – со своей традицией национальной, радикальной, русский авангард не нужен, он тут ни при чем.
Это, собственно говоря, основной вопрос. И вот здесь я вижу и связь с первым авангардом. Вот тут он как раз при чем. У всех этих мастеров он при чем. <…> И в не меньшей мере прослеживается связь, конечно, с европейским и с американским поставангардом, например, 1970-х, 80-х годов, на который все эти художники ориентированы. Что тоже очень ясно, и что тоже <…> очевидно.
Но вот эта собственная традиция, традиция русского авангарда, традиция беспредметного конструирования с такой ценностью результата, с ценностью самих объектов сохраняется у всех художников «Полигона»: и у Жени [Гора], и у Бори [Марковникова], и у Валеры [Безрядина], и у Саши Фонина, и у [Натальи] Смолянской...
Художникам интересно то, что они делают. Они делают свои объекты не только как некий элемент постороннего этим объектам контекста, иногда враждебного. Они делают их потому, что в этих объектах, или в этих инсталляциях <…> они видят самостоятельную ценность, которая, действительно, дает возможность говорить о метафизике.
Ни в одной выставке, ни в одной инсталляции художников «Полигона» нет тиражирования, нет бессмысленного повторения своих вещей, дабы их уничтожить, дабы их затабуировать сразу, как это в поставангарде делается. <…> в этом есть некая определенная ценностная суть, что, действительно, дает возможность сказать, что они в этом смысле продолжают линию русского авангарда. В этом плане, если угодно, они одиозны по отношению к самой радикальной группе московских концептуалистов, и традиционны по отношению к ним…
На первых выставках «Полигона» преобладала экспрессивная абстракция. Такой простой ход. А затем от выставки к выставке это стало уходить, уходить и ушло совсем. Ушло <…> очень органически в сторону минимализма даже у тех мастеров, кому по-прежнему нравится фактура, нравится работать с разными материалами. И, это, мне кажется, очень ценный факт…