О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТЕ «МЕСТО ИСКУССТВА»

ЭСТЕР ШАЛЕВ-ГЕРЦ

ТЕКСТ ПОДГОТОВЛЕН ТАТЬЯНОЙ МИРОНОВОЙ

Эстер Шалев-Герц (1948) — израильская художница литовского происхождения. Живет и работает в Париже. Создавая монументы, инсталляции, видео и скульптуры, художница исследует тему памяти, истории и времени. Совместно с художником Йохеном Герцем она работала над «Монументом против фашизма» в Гамбурге. Этот монумент представлял собой колонну, на которой каждый желающий мог поставить подпись, таким образом обозначая свою позицию в борьбе против фашизма. После того как часть колонны была покрыта подписями, она уходила под землю, пока там не оказалась вся колонна. По словам Эстер Шалев-Герц, в работе над памятником ей было важно показать, что мы все вместе боремся против фашизма, что люди объединяются для борьбы против него, и их диалог в этой борьбе становится важнее самого монумента. В своей дальнейшей работе художница создавала проекты, которые были построены на общении с людьми, на разговоре. В контексте проекта «Place of art» Эстер Шалев-Герц понимает художественное творчество как социальную практику.

В процессе работы над нашим проектом «Место искусства» мы узнали об одноименном проекте Эстер Шалев-Герц «Place of art». Вопросы, поставленные художницей в ходе создания «Place of art», оказались важными и для нас. 10 апреля 2019 года в Еврейском музее в Москве состоялась встреча с Эстер Шалев-Герц, инициированная нашей группой, в рамках которой мы попросили ее рассказать о проекте и понимании места и роли искусства в повседневной жизни. 

Проект «Place of art» (2006) был реализован в Гётеборге (Швеция). Его участниками стали местные художники из пригорода, которые не имели возможности заниматься искусством у себя дома. Художница задала им два вопроса: как они понимают искусство, и где находится «место искусства», где оно осуществляется. В результате была создана воображаемая картография мест искусства, которая отображала личный опыт каждого участника. Одновременно выбранные художницей ответы на вопросы о значении искусства предложили взгляд на современный художественный процесс. «Place of art» дал возможность сформировать условия для развития искусства в том месте, где проект осуществлялся, и позволил художникам переосмыслить собственную практику.  

Эстер Шалев-Герц: Когда я преподавала в Гётеборге, мне предложили сделать проект совместно с художниками, которые жили в пригороде Гетеборга. Поговорив с ними, я выяснила, что они не имели возможности заниматься искусством в своих квартирах. Эти квартиры были выделены государством, но художники не могли там заниматься живописью и другими практиками. Муниципалитет препятствовал художникам, а кроме того в квартирах не было необходимых условий.

 

Городская администрация хотела выделить деньги на реализацию моего проекта, но я поставила условие, по которому жители домов должны были покрыть 50% бюджета. Это означало, что мне придется поговорить с владельцами более тысячи квартир и предложить выделить мне 50% на будущий проект. Тогда я еще не знала, что именно я буду делать, поэтому заложила большой бюджет, а жителям рассказывала, что возможно мне придется даже сносить стены в их домах. Следующим шагом был поиск волонтеров, поэтому я договорилась с университетом о том, что два студента-архитектора и два студента с факультета искусств будут бесплатно работать над проектом на протяжении двух лет, чтобы понять, что такое работа, оплата труда и волонтерство. Также мы договорились с инициативной группой местных художников о том, что они временно прекратят свою деятельность и займутся поиском всех художников в районе, которые испытывают проблемы с работой в своих квартирах, чтобы научиться искать информацию и общаться. Так художники сами выбрали тех, кто будет участвовать в проекте. 

 

После того, как мы определились с участниками, мы пошли к ним в гости, в те дома, где они не могут работать, и я задала им свои вопросы. Художники, которые отвечали на мои вопросы, не могли практиковать искусство, поэтому многое происходило у них в воображении. 

 

Я разделила проект на две части. Первая часть была показана в Кунстхалле Гетеборга, где многие участники мечтали выставиться. Вторую часть я перенесла в пригород, где не было площадок для показа искусства, но был небольшой торговый центр. Чтобы увидеть две части выставки, зрителям нужно было преодолеть семь километров от Кунстхалле до торгового центра.

В Кунстхалле были представлены ответы художников на вопросы о том, что такое искусство и где оно происходит и 3d визуализация их представлений об идеальном месте искусства на основе мест, где они жили. 

 

Картография мест искусства стала результатом наших разговоров с художниками о том, где происходит искусство. В итоге  я создала проекты разных мест, вдохновленные видением каждого художника. Например, один говорил, что занимается искусством на кухне, для него там интересно, потому что там можно не только готовить и есть, но и делать множество других вещей, предположим, писать картины. В то же время для многих художников традиционная студия — это «клетка», потому что, находясь там, ты видишь мир снаружи, но при этом остаешься внутри. Некоторые отмечали, что искусство происходит в процессе общения, поэтому для них важным было пространство для встреч. Кто-то говорил о том, что им не нужно пространство для работы, все происходит у них в воображении. 

 

В торговом центре в пригороде был показан немой фильм. Он состоял из кадров, где художники сидят в своих квартирах, а на стенах отражаются их ответы на вопросы. Так, звук и изображение были разведены по разным выставочным пространствам. 

 

Для своей работы я обратилась также к материалу выставки «Маги земли» [1]. Эта выставка прошла в 1989 году в Центре Помпиду. На ней впервые было показано то, что не вписывалось в привычные рамки представлений о западных художниках (западный художник — обязательно белый мужчина), а были африканские художники, художники из коренных сообществ разных стран, работы которых до этого не обозначались как искусство. Участники этой выставки также отвечали на вопрос: что такое искусство? 

 

Ответы художников с этой выставки я поместила между кадрами с ответами шведских художников. Мне было важно соединить эти ответы, чтобы обратить внимание на то, что все художники имеют общие цели и представления, они заняты поиском новых идей и смыслов. Но одновременно художники из Гётеборга оказались на периферии системы искусства, так как у них нет места для работы и возможности выставляться. 

 

Реализация проекта заняла два года. Несмотря на то, что многие думают, что искусство не может изменить реальную жизнь, на открытии произошло важное событие, доказывающее обратное. Управляющая домами, где жили художники, после просмотра выставки осознала, что не понимала их и выделила им дополнительно 200 кв. м., где художники наконец могли бы начать работу. Вслед за этим студенты художественных школ начали снимать жилье в этом районе, и образовывалась настоящая художественная среда с возможностью общения и творчества.

 

1. Magicien de la terre. URL: https://www.magiciensdelaterre.fr/ (дата обращения: 09.03.2020)