Таймлайн как вопрос выставочного диспозитива

В рамках цикла мы ставим вопрос о том, как история искусства, художественные практики вписаны в более общие социальные, политические и культурные контексты истории. Понимая выставочный диспозитив как весь комплекс отношений между основной темой выставки и способами ее рассмотрения, мы задаем вопрос о том, как выстраивается временная шкала, как выбираются опорные точки для раскрытия проблематики той или иной выставки и как это всё связано с позицией музея и исследованиями кураторов? 

 

22 декабря 2021 

Семинар 3 «Таймлайн как вопрос выставочного диспозитива»

Мы провели заключительный семинар из цикла «Таймлайн как вопрос выставочного диспозитива». В рамках этого цикла мы рассматривали таймлайн как определенную оптику, механизм конструирования выставочного события, позиций институции, куратора и художника. Эта оптика формирует наше понимание истории, влияет на выбор опорных точек, ключевых сюжетов при взгляде на искусство. На предыдущих семинарах мы обсуждали эти вопросы на примерах актуальных выставок, прошедших в Москве, Париже, Нью-Йорке.

 

На этой встрече мы сфокусировались на еще подробно не рассмотренном ранее в семинарах понятии «диспозитива», которое мы понимаем в данном случае через оптику работ Мишеля Фуко. Поэтому в этот раз мы обсудили, как оно связано с выставочной практикой, каковы его инструментальные функции, какие отношения власти оно помогает нам показать и как можно сопоставить понятия «таймлайна» и «выставочного диспозитива».

 

В семинаре приняли участие:

Наталья Приходько — исследователь и арт критик, аспирантка Высшей Школы Социальных знаний в Париже.

Виктор Каплун — философ, специалист по современной политической и социальной теории, научный руководитель исследовательского центра Res Publica ЕУСПб. 

Павел Митенко —  философ и исследователь, участник сообщества Радек и рабочей группы международного фестиваля активистского искусства МедиаУдар, доцент ВШЭ.

 

 Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская,  Белоненко Виктория — участники проекта «Место искусства»

17 ноября 2021 

Семинар 2 «Таймлайн как вопрос выставочного диспозитива»

Мы продолжаем разговор о таймлайне как вопросе выставочного диспозитива. На семинаре мы поговорили о трех выставках, по-разному осмысляющих определенные временные периоды, их влияние на процессы создания искусства, научного знания и нашего взгляда на историю. Мы обсудили проекты «Engineer, Agitator, Constructor. The Artist Reinvented» (MoMA, 2020-21), «Les origines du monde. L’invention de la nature au XIXᵉ siècle» (The origins of the world. The invention of nature in the 19th century. Музей Орсе, 2021), «Sammy Baloji. K(C)ongo, Fragments of Interlaced Dialogues» (Beaux-Arts de Paris, 2021).

Как в этих проектах обозначаются исторические нарративы? Какие отношения они выстраивают с историей искусства? Из какой временной позиции строится высказывание художника и куратора?

В семинаре приняли участие:

Наталья Приходько — исследователь и арт критик.

Станислав Миловидов — аспирант Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

Филипп Дворник —  аспирант Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

 

 Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская,  Белоненко Виктория — участники проекта «Место искусства»

13 июля 2021

Семинар 1 «Таймлайн как вопрос выставочного диспозитива»

Мы рады поделиться с вами видео с первого семинара нашего нового цикла. В рамках него мы ставим вопрос о том, как история искусства, художественные практики вписаны в более общие социальные, политические и культурные контексты истории.

Мы предлагаем рассмотреть таймлайн шире, чем временную схему, как исследовательскую проблему, структурирующую и исследование, и возможности презентации различных фактов культуры, соединяющих историю, искусство и жизнь конкретного человека. Эти вопросы мы предлагаем обсудить, сравнив подходы к включению искусства в общий исторический процесс на примере трех разных выставок, которые объединяет обращение к ключевым моментам в истории искусства: «Вхутемас 100. Школа авангарда» в Музее Москвы, «Gakhn displaced» в ЦТИ Фабрика и «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» в Новой Третьяковке.

 

 

В семинаре приняли участие:

Анна Романова — историк искусства, независимый куратор, старший научный сотрудник Третьяковской галереи.

Константин Дудаков-Кашуро — кандидат культурологии, авангардовед, звукоархеолог, куратор.

 Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья СмолянскаяКристина Пестова — участники проекта «Место искусства»