Действующие лица: кадр-анализ художественной траектории

В новом цикле семинаров группа «Место искусства» будет говорить о том, как складываются творчество, карьера, жизнь художников и художниц. Участники обсудят художественные траектории конкретных лиц, и то, как они выстраиваются и развиваются в историческом, социальном и культурном контекстах.

Что влияет на видимость одних художественных траекторий и забвение других? Как конкретные исторические события, столкновение с насилием влияют на способы художественного выражения, языки искусства? Как происходит смена ролей художника и его окружения от одной ситуации к другой? Как правильно и этично выстраивать диалог между исследователями и художниками? Ответы на эти и другие вопросы постараются найти участники семинаров.

 

29 июня 2023

Семинар 4 «Действующие лица: кадр-анализ художественной траектории.»

Мы наконец делимся записью семинара "Действующие лица: кадр-анализ художественной траектории".  На нем выступала искусствовед Вера Замыслова с докладом о том, как, обращаясь к Гоффману, можно анализировать зрителей акций художников 90-2000х годов.  И как через категории зрителей можно проследить изменение в художественном процессе в целом. 

На этом семинаре мы хотели подвести итоги предыдущих встреч. Но получилось поставить новые вопросы. Например, о том, как способ жизни определяет те художественные практики, которые характерны для определенного круга художников. Наталья Смолянская говорила в этом контексте о Красном Доме и Домотканово. 

Разделение зрителей на категории "зритель", "наблюдатель", "свидетель" (надеюсь, об этом подробнее будет публикация на сайте) поставило вопросы о том, как можно понимать "свидетеля" исходя из разных фреймов. Вера говорила об акционизме, но как зритель как свидетель может быть понят в других контекстах?

А еще мы затронули категорию "доверия" у Гоффмана. И она во многом определила ход нашей последующей встречи. 

В семинаре приняли участие:

Вера Замыслова — искусствовед, аспирантка Школы дизайна ВШЭ

Миловидов Станислав — преподаватель Факультет креативных индустрий ВШЭ

Татьяна Миронова, Наталья Смолянская, Кристина Пестова, Виктория Белоненко   — участники проекта «Место искусства»

 

6 апреля 2023

Семинар 3 «Стратегии художественного сопротивления: женщины в современном искусстве. Ситуация и творчество: Сесилия Викунья»

Цикл семинаров посвящен разговору о том, как внешние обстоятельства, политический контекст, включающий в себя травматичные события, репрессии, войны, влияет на работу художника. Мы обратились к теории фреймов Ирвинга Гофмана, исследуя ситуации, которые позволяют нам «кадрировать» периоды жизни художника и изучать, что оказало влияние на изменение способов его работы.

Предыдущие встречи были посвящены Вадиму Сидуру и истории художников
Красного Дома. В рамках открытого семинара мы обратились к женщинам-художницам, чье творчество во многом связано с контекстом диктатуры. Ярким
примером являются работы чилийской художницы Сесилии Викунья (Cecilia Vicuña), которая занимается коллективными и педагогическими практиками, исследует вопросы памяти и забвения. Мы предложили всем участникам семинара вместе с нами проследить ее художественную траекторию и постараться найти те моменты, которые влияют на изменения в творчестве и позволяют нам увидеть, как переплетаются в ее работах внешние контексты и поиск личных форм высказывания. Мы также предложили участникам семинара поделиться собственными примерами, связанными с творчеством художниц и контекстами формирования их художественных траекторий.

20 апреля 2023

Семинар 2 «Красный дом»

Мы продолжаем серию семинаров группы Место искусства «Действующие лица: кадр-анализ художественной траектории». В рамках цикла мы обращаемся к теории фреймов Ирвинга Гофмана, которую мы обозначили для себя как метод кадр-анализа. С помощью этой теории мы исследуем, как исторические события, личные переживания, социальные связи и другие контексты повлияли на творческую жизнь художников. Нам важно посмотреть, как сейчас мы можем говорить об искусстве, не исключая из разговора фигуру художника, и как мы можем исследовать творческие траектории.

 

Сегодня мы хотим показать вам Красный дом. Красный дом — это мастерская художника и графика Владимира Андреевича Фаворского. В 1930-е годы на Новогиреевской улице группе художников была выделена территория под строительство жилых помещений и творческих мастерских. Будущие жильцы дома – художники Владимир Фаворский, Иван и Нина Ефимовы и Лев Кордашёв – сами сделали проект трёхэтажного дома, строительство которого было завершено к концу 30х - началу 40х годов. После войны в Доме появилось новое поколение художников, отцы которых были репрессированы: Дмитрий Шаховской, Илларион Голицын, Дмитрий Жилинский. Встреча состоит из трех частей. Первая часть семинара проходит в мастерской Фаворских-Шаховских. Об истории Красного дома и о работах Фаворского с участниками говорит внук Владимира Андреевича Иван Дмитриевич Шаховской. Он показал нам оригинальные доски Фаворского, а также книги с его иллюстрациями.

 

Вторая часть семинара проходит в мастерской скульптора Ивана Семеновича Ефимова и его жены художницы Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой. В мастерской можно увидеть кукол из кукольного театра Ефимовых, живописные работы художников, а также фрагменты теневого театр. Третья часть была посвящена обсуждению и подведению итогов нашей встречи.

 

Мы благодарим Ивана Шаховского и Ивана Голицына за участие и за предоставленные материалы. 

В семинаре приняли участие:

Иван Шаховской — художник, Москва.

Иван Голицын — художник, Москва.

 Татьяна Миронова, Наталья Смолянская, Кристина Пестова, Виктория Белоненко   — участники проекта «Место искусства»

12 октября 2022

Семинар 1 «Вадим Сидур: художник, его время и окружение»

В новом цикле семинаров группа «Место искусства» будет говорить о том, как складываются творчество, карьера, жизнь художников и художниц. Участники обсудят художественные траектории конкретных лиц, и то, как они выстраиваются и развиваются в историческом, социальном и культурном контекстах. 

 

Первый семинар из этого цикла посвящен фигуре Вадима Сидура, и тому, в каком контексте развивалось его художественное творчество и судьба. На этом примере участники также рассмотрели методологию подхода к анализу художественной траектории на примере "Фрейм-анализа" Ирвинга Гоффмана.

Семинар проходил в Музее Сидура в Москве. 

В семинаре приняли участие:

Екатерина Новокшонова — директор Музея Сидура, Москва.

 Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская, Кристина Пестова   — участники проекта «Место искусства»