Иерархии в системе искусства
Новый цикл семинаров посвящен теме иерархий в системе искусства. Сегодня можно видеть, как дискуссии о современном искусстве строятся вокруг списков лучших художников и влиятельных персон, списков номинантов на различные премии. Мы постоянно наблюдаем за появлением новых рейтингов, даже не задумываясь о том, кто их производит и почему они появляются.
Подведение итогов десятилетия показало, что оптика каждого, кто составляет свою историю, основана на личном опыте и предпочтениях. Вопрос иерархий связан с тем, как мы смотрим не только на современные процессы, но и на историю искусства: кто попадает в нее, а кто остается за бортом?
Начиная новый цикл, мы хотим сделать вопрос иерархий предметом анализа и обсуждения и понять, как можно смотреть критически на события внутри системы искусства.
11 декабря 2020
Семинар №4
Одной из ключевых тем прошлых встреч цикла стал вопрос о создании историй искусства. Мы подразумеваем, что истории искусства являются не навсегда установленной последовательностью событий с определенным набором художников и выставок, но каждый раз по-разному понимаемым кураторами и исследователями конструктом. В связи с этим возникает вопрос: как мы формируем истории искусства, кто становится частью определенной эпохи, а кто остается за пределами нашего внимания? Тем не менее этот вопрос — вопрос производства иерархий в системе искусства — остается как будто невидимым и возникает только в момент публичного показа и обсуждения искусства. Хотя кажется очевидным, что он лежит в основе определенного исследовательского метода. На предыдущих встречах мы попытались понять, как формируются каноны, на основе которых выстраивается история искусства, и какие опорные точки выбираются для ее создания.
На заключительной встрече мы подвели итоги предыдущих семинаров и коснулись вопросов, связанных с разными элементами системы искусства, чтобы посмотреть, какова роль исследователя, художественной критики и образования в контексте поддержания уже сложившихся иерархий.
В семинаре приняли участие:
Андрей Ерофеев — искусствовед, критик и куратор
Встречу модерировала философ и теоретик культуры Александра Володина
Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»
14 октября 2020
Семинар №3
В контексте вопроса об иерархиях мы пригласили к обсуждению нашумевшей выставки «Ненавсегда», проходившей в Третьяковской галерее с 7 июля по 11 октября 2020 года, одного из кураторов, Юлию Воротынцеву, которая представила свой взгляд на концепцию и содержание выставки.
Когда мы говорим об иерархиях, прежде всего, мы подразумеваем то, каким образом властные отношения проявляются в системе искусства. В круг обсуждаемых вопросов входит репрезентация историй искусства в художественных музеях и формирование канонов, лежащих в основе их создания. Для разговора об этой истории искусства и определенном ее периоде важно каждый раз находить точку отсчета.
Мы предложили выделить три ключевые темы для обсуждения. Первая связана с построением выставки. Какие события выбирает куратор для того, чтобы показать эпоху? Как эпоха «ненавсегда», или «застоя», показана через выбранные разделы выставки? Что обозначает выделение на выставке разделов «ритуал и власть», «сообщества», «соц-арт»? Этот выбор обусловлен ценностной ориентацией советского человека 80-х годов или нашим взглядом из настоящего времени?
Второй круг вопросов связан с тем, как и почему выбраны художники для репрезентации искусства и культуры этой эпохи. Выбор основан на их столкновении друг с другом, или на выставке происходит поиск точек опоры для создания другой версии истории искусства?
В последнем цикле вопросов мы рассмотрели, как соединяется предложенная нам картина с настоящим моментом. Как соединить рассказ об эпохе в целом и представление различных художественных тенденций в рамках одной выставки?
В семинаре приняли участие:
Юлия Воротынцева — куратор, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
Татьяна Миронова, Полина Лукина, Кристина Пестова, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»
12 мая 2020
Семинар №2
В рамках второго семинара «Место искусства» мы пригласили к разговору редактора раздела «Искусство» интернет-издания Colta.ru Надежду Плунгян, чтобы обсудить вопрос составления различных рейтингов.
В конце 2019 года Colta.ru выступила инициатором большого проекта по подведению итогов десятилетия в культуре, политике, обществе. Читателям предлагалось проголосовать за героя десятилетия в каждом из разделов. Автором списка героев, а также хроники российского искусства 2010-х выступила Надежда Плунгян.
Исходя из предположения, что составление рейтингов в сфере искусства так же, как и в других сферах культуры, является одним из проявлений иерархического подхода, мы хотели бы поставить следующие вопросы:
Важно ли сейчас обозначить референсные точки, представляющие собой списки персоналий и важных событий, чтобы сформировать представление о текущих процессах на карте современного искусства? Почему мы выбираем рейтинги как форму обозначения этих точек? Как строится в таком случае позиция исследователя? Возможно ли избежать навязывания позиции, когда автор предлагает свой выбор, будь то хроника или рейтинг, на всеобщее рассмотрение в контексте СМИ? И нужно ли этого избегать?
В семинаре приняли участие:
Надежда Плунгян — независимый исследователь, куратор, журналист, кандидат искусствоведения, редактор отдела «Искусство» на портале Colta.ru, преподаватель Высшей Школы Экономики
Татьяна Миронова, Полина Лукина, Кристина Пестова, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»
12 марта 2020
Семинар №1
В марте мы начали новый цикл семинаров "Иерархии в системе искусства". Начали с определения того, что мы понимаем под иерархиями, как они связаны с понятием канона. А главное, где мы можем увидеть проявления иерархического подхода к анализу современного искусства.
В семинаре приняли участие:
Татьяна Миронова, Полина Лукина, Наталья Смолянская — участники проекта «Место искусства»