РАБОТА СО ЗРИТЕЛЕМ

Опросник семинара «Место искусства»

ЧАСТЬ 1 

Третий выпуска журнала «Место искусства» посвящен теме «Зритель в условиях музейной глобализации». В рамках этого номера мы хотели бы порассуждать о месте зрителя в современной художественной системе, о том, какую роль он играет в существующих сегодня институциях. Недавние события значительно повлияли на всех участников сферы искусства, во многом открыв музеям, галереям, художникам новые возможности для взаимодействия со своим зрителем. Чтобы проанализировать эту ситуацию, мы попросили наших читателей ответить на ряд вопросов и поделиться своим зрительским опытом. 

Как вы считаете, сохранится ли после выхода из карантина влияние больших институций, таких, как Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, «Гараж», на зрительский опыт?

Определенно. Да.

 

Андрей Ишонин

Художник, перформер

 

 

Думаю, да, поскольку их онлайн-проекты были в основном самыми крупными и резонансными, насколько мне видится (за исключением, пожалуй, ИзоИзоляции).

 

Александра Володина

Научный сотрудник сектора эстетики Института Философии РАН

 

 

Надеюсь, это влияние ослабнет и в ответ трансформирует (проветрит) сами институции. 

 

Аня Кравченко

Танцовщица, хореограф, перформер, куратор

 

 

Да, конечно.

 

Вероника Актанова

Художница

 

 

Не просто сохранится, но и упрочится. Данные институции позаботились о том, чтобы о них «зритель не забыл»: онлайн-лекции, онлайн-мероприятия, квесты и т.д. Пожалуй, на фоне других игроков у них изначально были возможности для адаптации к случившемуся.

 

Однако, я как зритель не поспешу попасть в эти музеи сразу после карантина: скопление большего количества людей, сомнительные правила мер безопасности и т.д. Данные неудобства открывают более комфортный простор для небольших институций, где зрителей будет меньше, а правила безопасности соблюдаются не с государственной тоталитарной скрупулезностью... Мне также кажется, что небольшим пространствам будет удобнее с большей заботой отнестись к зрительскому опыту, учитывая, что среднестатистический зритель пробыл два месяца «в четырех стенах». Тогда как пространствам больших институций (упомянутые в опросе) может не хватить «чуткости» по отношению к зыбкому человеческому опыту и хрупкому человеческому телу.

 

Алекса Торрес

Магистр Школы исторических наук НИУ ВШЭ

 

 

Сомневаюсь, что влияние было до начала карантина.

 

Джульетта Саркисян

Независимый исследователь

 

 

Смею надеяться, что да)

 

Дарья Пыркина

Искусствовед, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи

 

 

Да, конечно. Это обусловлено не только их коллекциями и возможностью собирать значительные ресурсы, но, в первую очередь, интеллектуальным багажом и творческим потенциалом их сотрудников. ГМИИ, как и ГТГ, проводили очень интересные онлайн-программы во время карантина. 

 

Маша Членова

Искусствовед, независимый куратор

 

 

Монополия усилится, потому что благодаря пандемии закроется много маленьких музеев, будут перекраиваться программы, а большие институции все равно будут выживать на коллекциях, на государственной поддержке. Маленькие музейные инициативы будут убиты, в том числе из-за экономического кризиса, но, возможно, другие инициативы пойдут вверх.

 

Ольга Шишко

Искусствовед, руководитель отдела кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор направления «Пушкинский XXI»

 

 

Да, сохранится, я уверена.

 

Ирина Горлова

Искусствовед, заведующая Отделом новейших течений Третьяковской галереи

Как вы думаете, изменится ли политика художественных институций? Будет ли расти популярность виртуальных музеев и событий онлайн или, наоборот, большее значение приобретут практики личного общения?

Думаю, что популярность виртуальных музеев будет расти.

 

Андрей Ишонин

 

 

Скорее всего, практики личного общения выйдут на первый план, насколько могу судить по окружающим, все заинтересованные очень тоскуют по физическому присутствию в музеях. С другой стороны, надеюсь, что многие разговорные и теоретические мероприятия (конференции и пр.) останутся (и появятся) в онлайн-формате: он упрощает приглашение иностранных гостей с т.з. логистики, финансов и экологии, и для зрителя тоже проще найти время и подключиться послушать. 

 

Александра Володина

 

 

Сегодняшняя ситуация — хорошая возможность для институций вспомнить, что они не более чем устойчивые точки накопления ресурсов, уплотняющие потоки личного общения и обмена. Я надеюсь, что необходимость оперативно адаптировать свои программы позволит этим структурам стать более отзывчивыми и прозрачными в дальнейшем. 

 

Аня Кравченко

 

 

Популярность, думаю, будет расти, но это не будет единственно связано с пандемией. Скорее, будет связано в принципе с этим пресловутым прогрессом. Вирус сконцентрировал внимание на этой теме, которая и без вируса поднималась, но не очень активно. Теперь вот взволновала умы человеческие.

 

Вероника Актанова

 

 

Мне кажется, люди любят хорошо рассказанные истории (это обобщение исходит из личного опыта). В онлайне я бы делала ставку на это. Аудионарратив удобен в перемещениях. Гулять по парку или бежать на работу, слушая истории про Монмартр, нью-йоркскую школу 80-х или про протестные выставки советских художников, — это, на мой взгляд, идеальный формат. Опять же, это предполагает определенную насмотренность и визуальное представление материала хотя бы на базовом уровне. Этим и сложен аудио формат в контексте искусства. 

Вопрос про личное общение сложный и для выступающего, и для зрителей. Например, некоторым лекторам необходим контакт с аудиторией, а некоторым проще ее не видеть, и фидбек подойдет в виде емейла. Другой момент, что онлайн более злой и безжалостный формат, где порой зритель дегуманизирует лектора и позволяет себе выходить за рамки вежливого и корректного поведения.

 

Анастасия Курляндцева

Историк искусства, куратор, научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи

 

 

Я бы сказала, что вынужденное закрытие как катализатор во многом поспособствовало развитию музейной сферы к переходу в онлайн: такое масштабное явление позволило убыстрить диджитализацию и проявить те проекты, которые готовились или рассматривались в перспективе. Это дает определенный толчок к размышлениям. В том числе какие именно проекты пользовались спросом и смогли удержать у себя зрителя, и выдержат ли эти проекты/практики время после карантина. Мне кажется, состоятельность диджитал фона покажет себя по прошествии хотя бы полугодия. Практики — это вопрос стоимости, качества контента, капитала (настоящего и символического) и каналов коммуникации. В выстраивании соотношений этих позиций друг от друга многое зависит...

 

Алекса Торрес

 

 

Все вернется на круги своя. Более того, привычная деятельность художественных институций в условиях отсутствия пандемии может стать более востребованной: у людей появится желание восполнить все то время, когда у них отсутствовала возможность личного общения.

 

Джульетта Саркисян

 

 

Для тех, кто рядом, безусловно, практики личного общения и созерцания подлинников приобретут гораздо большую ценность. Но для тех, кто от институции далеко, в пандемию открылись невероятные возможности доступа к интересным событиям. Думаю, практики онлайн-трансляций событий прочно укоренятся в музейной повседневности. 

 

Дарья Пыркина

 

 

Уже меняется ситуация с повсеместной зависимостью музеев от блокбастеров — выставок, сделанных для массы населения с большим количеством туристов. Музеи вынуждены перестроиться на местного зрителя, что, я надеюсь, увеличит количество глубоких и менее коммерческих выставок. Значение и популярность виртуальных программ уже возросли и, думаю, останутся на высоком уровне. Виртуальные выставки и проекты получили толчок к дальнейшему развитию.  

 

Маша Членова

 

 

Если выйдем быстро, то ничего не изменится: все будет как есть, просто больше людей научилось удобству онлайн. Может быть, будут заказывать больше лекций онлайн. Я оптимист в том, что касается site specific инсталляций и отношения и разговора со зрителем. Был период чумы: вспомните Тинторетто, барокко, людей, которые ходили по Флоренции с лавандой. Когда все перестали друг от друга шарахаться, искусство как раз перешло в сторону большей тактильности и чувственности. 

 

Ольга Шишко

 

 

Могу судить по своему опыту: как только мы физически вышли на работу, я не смогла найти время на просмотр онлайн-событий. Практики личного общения ничто не заменит.

 

Ирина Горлова

Как, на ваш взгляд, художественные институции смогли адаптироваться к отсутствию зрителя? Можете ли вы привести удачный пример взаимодействия со зрителем онлайн?

Не могу, так как не следил за этим. 

 

Андрей Ишонин

 

 

Мне кажется, онлайн-проекты «Гаража» [1] вполне успешны: и онлайн-медиации, и подборки сопутствующих материалов к выставкам.

 

Александра Володина

 

 

Пример музея «Гараж» мне кажется очень удачным. Инициированные им серии дискуссий и публикаций стали живым и достойным музейного масштаба откликом. 

 

Аня Кравченко

 

 

Пример привести не могу. Про адаптацию говорить, мне кажется, рано. Вот бизнес, думаю, адаптироваться начал, а художественная жизнь вряд ли. По-моему, событий и не так много было. Но я ни на одном не была, не мне судить. Делаю выводы по ленте в ФБ.

 

Вероника Актанова

 

 

Я принадлежу к той категории людей, которые довольно страшно устали от онлайн-контента. Поэтому у меня недостаточно системной насмотренности, чтобы кого-то выделить. Мои знакомые хвалили программу Пушкинского музея. Я изредка следила за программой нью-йоркского Музея Уитни. 

 

Анастасия Курляндцева

 

 

К временному (!) отсутствию зрителя многие игроки адаптировались более чем достойно: Прадо, Метрополитен, итальянские галереи и т.д. Из московских примеров я восхищена работой галереи «На Шаболовке», особенно ее работой с детской аудиторией.

 

Алекса Торрес

 

 

На мой взгляд, лучшей адаптацией было бы минимизировать количество онлайн-контента, а удачным примером можно назвать деятельность фонда V–A–C в период карантина: они не проводили трансляции ни старых, ни новых выставок, не проводили экскурсии. Ими был создан онлайн-журнал «Sreda» [2], который обновляется каждую неделю и состоит обязательно из художественной работы, текста и подкаста на русском или английском языке. По истечении недели материалы перестают быть доступными, тем самым фонд выражает протест к архивированию как устаревшей форме, которую преследуют все культурные институции (какие в этом недостатки и преимущества — вопрос открыт).

 

Джульетта Саркисян

 

 

Считаю не совсем этичным со своей стороны комментировать, будучи сотрудником одной из институций.

 

Дарья Пыркина

 

 

Мне понравились диалоги куратора и художника в МоМА в связи с выставкой «Artist's Choice: Amy Sillman. The Shape of Shape» [3], организованной куратором Michelle Kuo и художницей Amy Sillman. Также мне понравилась презентация не открывшейся выставки «Félix Fénéon: the Anarchist and the Avant-Garde — From Signac to Matisse and Beyond» [4] в формате разговора между куратором выставки Starr Figura и директором музея Glenn Lowry, где немало времени было отведено ответу на вопросы зрителей (только друзья музея могли задавать вопросы). Также интересно было послушать пресс-конференцию выставки «Ненавсегда» [5] в ГТГ и трансляции лекций «Я расскажу тебе...» [6] с ГРАУНД Солянки. 

 

Маша Членова

 

 

Мы в музее сделали проект «Сто способов прожить минуту» [7], который объединил искусствоведов и художников. Например, во втором разделе «Медиакарантин» художники делятся тем, чем для них является карантинное время как для людей путешествующих, рефлексирующих, а также делают проекты по месту своего нахождения. Интересно, что если искусствоведы в основном находились на своих дачах на фоне домашних штор с цветочками, то художники в разных местах: в другой стране, в мастерской, дома. Карантинное время было сложным для многих, и многие проекты художников были на эту тему: как человек скучает не по музею, а по своей мастерской.

Как ни обидно, государство не помогает художникам с деньгами, и в этом плане Пушкинский музей не отличался от государства. Но эти полгода не пропали: у меня никогда не было такого количества общения с художниками, как и у них. 

Мне еще понравилось, как были заняты экскурсоводы: все музеи страдали и говорили, что есть отделы, которые не нужны в онлайн-время, особенно отдел экскурсоводов. У нас же это был самый востребованный отдел: они стали водить электронные экскурсии в ZOOM, запись на которые заканчивалась уже за два дня.  

 

Ольга Шишко

 

 

Во время карантина я стала настоящим фанатом Пушкинского онлайн [8]: все свободное время с удовольствием слушала и смотрела лекции из серий «Спросите хранителя», курс Бориса Фридмана, программу «Сто способов прожить минуту». На сайте Третьяковской галереи было опубликовано также много интересных лекций и уникальных видеоматериалов, о работе отдела комплексных исследований, например.

 

Ирина Горлова

1. Один из примеров таких проектов — платформа «Самоизоляция». Подробнее: https://self-isolation.garagemca.org/ru

 

2. Сайт журнала «Sreda»: https://sreda.v-a-c.org/ru/

 

3. Подробнее о выставке: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/5175

 

4. Подробнее о выставке: https://www.moma.org/calendar/exhibitions/5075

 

5. Подробнее о выставке: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/nenavsegda-1968-1985

 

6. Подробнее о проекте: https://solyanka.org/rasskaju

 

7. Сайт проекта: https://100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art/

 

8. Примеры онлайн-проектов музея можно найти по ссылке: https://pushkinmuseum.art/media/index.php?lang=ru