«Место искусства» - проект критического исследования современного искусства на
основе архива истории выставок в Москве с 1986 года, дискуссий, интервью и аналитических текстов.

Выставка как способ анализа современности. Этика и политика выставочных проектов

Секция прошла с 5 по 23 июня 2020 года  в онлайн формате. В рамках этой секции мы обратились к вопросу о том, как сегодня можно делать выставку и как ее анализировать. Современное искусство реализуется сегодня в выставочном процессе. Так, выставка больше не представляет собой набор работ, размещенных в пространстве, а формирует оптику, которая выявляет связи между объектами и ситуациями, где сфера художественных произведений имеет тенденцию к неограниченному расширению. Осмысление того, как выстраивается эта оптика, необходимо для анализа выставки. В серии онлайн-презентаций участники секции обсудили вопросы поиска методов анализа, а также способы кураторской работы с выставочной историей

Программа

23 июня, 2020

Круглый стол «Позиция исследователя современных выставочных проектов: между теорией и практикой»

Модератор Анна Журба — исследователь, куратор Московского музея современного искусства

 

Позиция исследователя в наше время обладает той же подвижностью, что и сам медиум выставки, и часто конструируется в процессе отношений между событием и субъектом. Как трансформируется роль куратора и исследователя сегодня? Насколько куратор может отвечать за этику и политику курируемого им проекта? Каким образом куратор создает и/или организует выставку? Насколько куратор может быть и исследователем выставочного процесса? Что означает statement куратора? Участники дискуссии обсудят личный опыт взаимодействия с выставочными проектами, а также конкретные проблемы, затронутые во время предыдущих выступлений

15 июня, 2020

Курируя случайности. Создание выставок, поддающихся влиянию. Соня Лау

Соня Лау. Выставки могут генерировать знание как через произведения искусства и художественные высказывания, так и за счет их особых установок, жестов и даже «правил». Особенно, если эти правила намеренно не контролируются, будучи результатом  альтернативного взгляда на процесс создания выставок, независимого метода или устанавливаются в качестве признания границ кураторства. 

 

В моем докладе «Курируя случайности» я хотела бы осветить подобное кураторское умонастроение, в рамках которого непредвиденные обстоятельства не нарушают целостности выставочного проекта, а, наоборот, встроены в него в качестве важнейшего компонента.  На двух примерах (“Repaintings”, 2008, кураторы Соня Лау и Андре Зигерс; “Tirana Patience”, 2019/20, кураторы Наташа Илич и Адам Шимчик) я продемонстрирую, что «курирование случайностей» представляет собой политическую и этическую позицию куратора, которая намеренно подвергает себя неконтролируемому и случайному влиянию

11 июня, 2020

Отношение человека с миром в проблеме выставочного диспозитива. На примере произведения «Солнце и море (Марина)». Наталья Приходько

Наталья Приходько. Выставочная практика подразумевает создание выставочного диспозитива, понимаемого одновременно как материальная конфигурация пространства, в которой произведение представлено публике, и как система отношений, которая с ней неразрывно связана. Если сам акт экспонирования связан с операциями отбора, обрамления, изъятия или перемещения из первоначальной среды в искусственную, то необходимо задать вопрос: как эти операции влияют на формирование зрителя и на его отношение к экспонируемому объекту, а также к окружающему миру?

Этот вопрос получает критическое преломление в произведении «Солнце и море (Марина)», показанного в Литовском павильоне Венецианской биеннале 2019 года. Я предлагаю рассмотреть выставочный диспозитив этого произведения как кристаллизацию и в то же время как преодоление некоторых принципов выставочной практики, характеризирующих и, во многом, определяющих западную культуру, начиная с эпохи Возрождения

05 июня, 2020

Пространства для дебатов. Николя Одюро

Николя Одюро рассказывает о специфических проектах, реализованных им в Сен-Фоне (Франция) за последние четыре года, когда он руководил Центром Искусств (LE CAP Art Centre in Saint-Fons). Cен-Фон — город с очень богатой индустриальной историей и сложный в географическом, социальном и экономическом отношении, что связано с деиндустриализацией, экологическими проблемами и процессами миграции. A priori – это не «место искусства». Это сложное и довольно неприглядное место для художников. Но, в то же время, оно и стимулирует к действию. В процессе освоения территории и работы с ее контекстом оно становится таким местом, где искусство может реализоваться. В этот раз Николя расскажет о своем кураторском подходе в период работы в Сен-Фоне и о проекте Кристиана Ньямпета «Станция Радиус» и «Посольство МетаНаций»

Докладчики

05 июня, 2020

Николя Одюро

 

Николя Одюро — куратор, искусствовед, арт-критик. С 2016 по март 2020 год руководил проектами Центра искусства в Сен-Фон (Франция). 

В своей работе он опирается на понятие проницаемости выставочных проектов и приглашает художников извне поработать с социальными пространствами. Среди опубликованных им книг и каталогов: "Colocation" (La box, Bourges, 2009), "Res publica" (cnap, Paris, 2010). Член ассоциации кураторов C-E-A (Париж, Франция)

 

11 июня, 2020

Наталья Приходько

 

Наталья Приходько — исследователь и арт критик.
Изучала историю искусства в РГГУ и Университете Париж IV–Сорбонна.

В данный момент Наталья пишет докторскую диссертацию (PhD) «Искусство как форма жизни: художественные практики московского концептуализма в 1970-80е годы», в Высшей Школе Социальных Наук (EHESS, Париж). Ее исследовательские интересы лежат в области социального измерения искусства, а также места, которое оно занимает в формах жизни разных культур и исторических периодов

15 июня, 2020

Соня Лау

 

Соня Лау — независимый куратор и культурный продюсер, живет в Берлине. Работала сотрудником таких институций как Институт современного искусства KW, Немецкий музей гигиены в Дрездене. С 2013 по 2014 год была научным сотрудником в Академии Яна Ван Эйка в Маастрихте. В 2015 году участвовала в кураторской резиденции в Рингенбергском замке (Германия), в рамках которой сотрудничала с Кунстхалле Дюссельдорфа.

В последние годы ее работы посвящены теме сайт- и контекст-специфичности

Модератор круглого стола

19 июня, 2020

Искусствовед, куратор Московского музея современного искусства, исследователь, в 2018 — 2019 вела программу "Формы художественной жизни" в ММОМА, лауреат специального приза фонда U-Art премии Инновация за 2015 г. за выставку "Восток. Деконструкция" в рамках VI Московской биеннале современного искусства

Участники